Зачем люди пишут статьи, и размещают их на своих сайтах? Seo-шник скажет, ну, разумеется, для продвижения сайта. Потому что большинство статей хоть про минвату, хоть про банковские вклады - откровенный копипаст и набор банальностей. Мы полагаем иначе.
Нам кажется, что клиенту, делающему выбор, хочется знать о предполагаемом контрагенте несколько больше, чем банковские реквизиты и список сделанных работ. И для этого мы пишем статьи. В которых рассказываем о самых разнообразных вещах, о своих работах, разумеется, или о том, как сделать вывеску своими руками (правда, странно???). Может быть, поделимся секретами своей кухни, и поведаем миру 400 относительно честных способов выудить у клиента лишние деньги ;-) Так что если есть вопросы из мира вывесок и наружной рекламы - задавайте.
Список наших статей:
- СОГЛАСОВАНИЕ
- СТЕЛЛА С МОНИТОРАМИ ДЛЯ ИКЕА
- ВЫВЕСКА СВОИМИ РУКАМИ - 1. БАННЕРНАЯ ПЕРЕТЯЖКА
- ВЫВЕСКА СВОИМИ РУКАМИ - 2. НАКАТКА ПЛЁНКИ
- НАВИГАЦИЯ ДЛЯ НИЖЕГОРОДСКОГО АРСЕНАЛА
СОГЛАСОВАНИЕ
С точки зрения чиновников из Рекламной Службы Города (КУ РСГНН) вся наружная реклама делится на две разновидности: информационная и коммерческая. Или, проще говоря, вывески или отдельно стоящая реклама.
Т.е. если Вам нужна реклама в непосредственной близости от входа в заведение, и на ней присутствует название и род деятельности (например, ПАРИХМАХЕРСКАЯ "КОКЕТКА") то это (как правило) трактуется как вывеска, т.е. информационная реклама. Процедура согласования при этом предельно проста - достаточно подписи Главного Художника города.
Иное дело, если Вам потребовалась реклама вдали от входа, или есть желание красиво изукрасить её логотипами своих поставщиков, ИЛИ перечислить виды услуг, телефоны, разместить фрагменты прайс-листа. Это трактуется как коммерческая реклама, помимо подписи главного художника (она обязательна в любом случае) Вам потребуется заключить Договор с КУ РСГНН. А прежде чем заключить такой Договор, с Вас потребуют Проекты, строительный (если реклама не световая) и строительный и электротехнический (если имеется подсветка). Причём проекты должны быть выполнены организацией, соответствующим образом лицензированной. Срок действия такого Договора 5 лет, после чего процедура согласования повторяется.
Интересующиеся могут ознакомиться с законом, регламентирующим данную сферу жизни, это постановление нижегородской Думы от 21.06.2006 за номером 46. Мы, разумеется, занимаемся согласованием рекламных объектов, как в Нижнем Новгороде, так и за его пределами. Вот перечень документов, необходимых нам для проведения этой работы:
Данные о государственной регистрации заявителя, заверенные печатью. Реквизиты.
Доверенность на нашего сотрудника, на представление Ваших интересов в КУ РСГНН.
Письменное согласие собственника здания (или забора, или столба) разместить на нём рекламу. Ну, или если дом (забор, столб) Ваш - свидетельство о собственности.
СТЕЛЛА С МОНИТОРАМИ ДЛЯ ИКЕА
Интересный проект - рекламная конструкция, имеющая вид трёхсторонней призмы, в каждой стороне три 50-дюймовых монитора. Затёртую пословицу "Не дай Вам Бог жить в интересное время", применительно к наружной рекламе, можно переиначить на "Не дай Вам Бог делать интересные вывески". Объясню почему.
Внутри у призмы (помимо металлокаркаса и колонны, вокруг которой она стоит, но которую трогать нельзя) надо разместить три компьютера, ну и так, по мелочи - хаб, делители видеосигнала, километр шнуров. Ко всему этому хозяйству должен быть лёгкий доступ (для обслуживания и настройки), но только для своих. Снаружи стыков и пазов по минимуму. И разумеется - никаких ручек, петель и замочных скважин. Инкрустированный световой короб с полноцветной печатью непременно и обязательно должен быть подсвечен "тёплыми" светодиодами, дабы не искажать фирменные цвета. Это Вам не вывеску слепить.
Ну, и на сладкое, так, чтоб служба мёдом не казалась – тендер с пятью участниками, оплата через 45 дней, срок исполнения 10 дней (потом его ещё сократили).
Однако справились, и в срок уложились. По-моему, вывеска – не вывеска, а получилось весьма достойно.
ВЫВЕСКА СВОИМИ РУКАМИ – 1. БАННЕРНАЯ ПЕРЕТЯЖКА
Сделать вывеску совсем не сложно, нужно всего три вещи: правильно вставленные руки, поверхностное понимание основных рекламных технологий и знание мест, где можно заказать работы, которые Вы сами выполнить не в состоянии, поскольку они требуют наличия специального оборудования (плоттерная резка, полноцветная печать, фрезеровка, лазерная резка и т.п.).
Итак, приступим с божьей помощью :-).
Вывеска из баннера.
Даже пареная репа сложнее устроена. Кусок баннерной ткани с изображением. Изображение возможно любое – принтеру совершенно параллельно, что печатать. Вот тут можно прочитать о требованиях к макетам для печати, действующие в нашей компании. Прикидываете, в какое место Вы планируете сей шедевр повесить, меряете это место рулеткой, в программе (например CorelDraw) делаете макет. Что делать, если Вы не владеете этим навыком, расскажу в конце.
Пара слов об использовании в макете картинок из интернета. Они, как правило, адаптированы для показа на мониторе и имеют размер, недостаточный для качественной печати на больших поверхностях. Ищите! Размер картинки (интернет-дизайнеры в качестве размера оперируют не миллиметрами, а пикселями) должен быть чем больше, тем не хуже, и никак не трёхзначным (например 300х225). 2560х2048 например – это уже кое что.
Итак, макет у Вас есть. Садитесь на телефон, обзваниваете фирмы, которые вылетают по запросу "широкоформатная печать". Спрашиваете, почём будет стоить печать баннера, требуемого Вам размера, и почём обработка (как правило – пробивка люверсов, это такие оцинкованные диски с дырками по периметру для крепления). Кроме цены поинтересуйтесь сроками и месторасположением (чтобы сэкономленные деньги на бензин не потратить).
Короткое отступление о качестве печати.
Широкоформатная печать делится на уличную и интерьерную. Речь не о месте экспозиции, а о качестве печати, точнее разрешении. Улица – менее 720 dpi, 720 и выше - интерьерка. Разумеется, интерьерка дороже. Не всегда дороже, значит лучше. Во-первых, многое зависит от дизайна. Слова МАГАЗИН КАНЦТОВАРОВ высотой 800 мм всё равно, чем печатать. Во-вторых, многое зависит от состояния принтера. Иной интерьерник убит так, что всё разрешение его дорогущих японских головок псу под хвост. Отсюда мораль - для первого раза завсегда требуйте цветопробу (у нас, например, она бесплатна). Это, кстати, всегда вызывает уважение подрядчика.
Пара слов о прочности баннера.
Принято считать, что чем выше плотность, тем баннер прочнее. На самом деле это распространённое заблуждение - прочность баннера зависит от плотности плетения основы (это я так, умничаю :-) ). Но для дешёвых китайских баннеров (а других Вы не найдёте) это работает. Минимум что Вам надо - 420 грамм/кв.м. Ещё лучше - 500. И ещё, если предполагаются значительные ветровые нагрузки - закажите усиленную проклейку. Это когда баннер под люверсами подгибается не в 2, а в 3 слоя, да иногда ещё и капроновой верёвкой прокладывается. Также полезно (при сильных ветрах) заказать пробивку люверсов почаще, не через 30, а через 20 сантиметров например. Самый экстремальный вариант (видел такое во Владивостоке) - прорезать в баннере отверстия, но не до конца.
Ок, с подрядчиком определились - шлёте ему макет электронкой, или (если файл тяжёлый) ссылку на файлообменник. На другой день получаете заказ, вооружаетесь перфоратором и шуруповёртом (если стена кирпичная или бетонная), или пакетом электротехнических хомутов (если соберётесь вешать на перила), на худой конец строительным степлером (если деревянный дом или забор) - и вот оно счастье. Дёшево, надёжно и практично. Если Вы в душе плотник - соорудите деревянный каркас из бруска. В этом случае в дизайне надо предусмотреть поля на загиб, а люверсов не надо, и надо столярный степлер.
Обещанный рецепт на случай, если Вы в душе отнюдь не дизайнер, и заморачиваться смежной специальностью нет ни малейшего желания. Ноль проблем - в этой же фирме обязательно есть штатный креатор. И (если Вы не будете сильно привередничать) за скромные 500-1000 рублей он легко сделает эту работу. Главное - чётко сформулировать, что Вам хочется. Ну например: Хочу вывеску 3000*800, слова ПРОДУКТЫ ЦЕЗАРЬ и фоном - мясы-колбасы. По электронке дизайнер вышлет Вам 2-3 варианта вывески, выберете, что понравилось, возможно внесёте коррективы.
Ну, как говорил генерал в Особенностях Национальной Охоты, что знал - рассказал :-) Если остались вопросы - пишите-звоните.
Игорь Гаврилов.
P.S. Вывеска на иллюстрации не наша, мы такое не делаем ;-).
ВЫВЕСКА СВОИМИ РУКАМИ - 2. НАКАТКА ПЛЁНКИ.
Накатка виниловой плёнки на ровную поверхность - один из базовых навыков любого оформителя. Это может быть закатка витрин, кузова автотранспорта, оформление настенных имиджей и т.п. Но этому, как и почти любой вещи, не сложно научиться. В основном будем говорить про самый распространённый случай - плёнку с полноцветной печатью. В конце коротенько коснёмся специфики виниловой аппликации и оклейки автотранспорта. Итак - давайте попробуем:
НА ЧТО КАТАЕМ. Основой может служить любая гладкая поверхность. Пластик, стекло, поликарбонат, борт автомобиля (немного позже расскажу о тонкостях с авто), ламинированная фанера и т.п.
НЕЛЬЗЯ КАТАТЬ НА:
1.1. Поверхности, имеющие ворсистую фактуру (обои) или материал, впитывающий клей (дерево, фанера без покрытия). Даже если на первых порах плёнка пристанет, со временем отвалится.
1.2. Поверхности третьего рода. Для гуманитариев объясняю на пальцах: Поверхность первого рода - плоскость. Второго - конус (как частный случай цилиндр), или его фрагменты. Третьего - эллипсоид (как частный случай - шар) или его фрагменты. Ну, или, если совсем просто, поверхность третьего рода нельзя обернуть плоскостью (плёнкой) без морщин. И вот тут и зарыта обещанная тонкость в оформлении автотранспорта - старайтесь работать на ровных участках. Просто изгиб Вы плёнкой обойдёте легко, а вот выпуклость, без фена, матерной ругани и порчи материала не осилите.
1.3. Некоторые виды торгового оборудования, ну например банкоматы, имеют антивандальное покрытие. Что-то вроде тефлона на сковородках, чтоб не клеили бумажки, не пылили граффити и т.п. Хотя в принципе, используя специальные аэрозольные клеи, исхитриться возможно.
ЧТО КАТАЕМ. А любую плёнку виниловую самоклеющуюся, что купите - ту и катаем. Разницы Вы не почувствуете. Вернее так - не почувствуете в бюджетах и материалах рекламного бизнеса. Конечно, катать тонировку или бронеплёнку - совсем иные технологии и навыки, "но это уже совсем другая история". Немного подробностей.
2.1. Полноцветная печать. Непременно и обязательно ЛАМИНИРУЙТЕ. Т.е. пусть Вам её покроют т.н. "нулёвкой", прозрачной ПВХ плёнкой без красящего пигмента. Дело в том, что сольвент (или экосольвент) - прекрасный растворитель ПВХ. И плёнка с печатью, снятая с подложки, имеет консистенцию, простите, сопли. Ну, конечно не так буквально, но тянется и морщинит гораздо охотнее, чем просто цветная или белая плёнка. А с ламинатом - милое дело, катается легко, как фанера (утрирую, разумеется).
2.2. Ламинат. Ещё раз повторюсь, что в нашем бизнесе ламинатом называют не половое покрытие, а прозрачную плёнку, несущую защитные функции. Прекрасное решение, если требуется что-то заретушировать, не преграждая доступа света. За ламинатом, просто наклеенным на витрину, даже глянцевым, а тем более матовым, все фигуры будут размытые, нечёткие. Кроме того ламинат позволяет без проблем смыть загрязнения или граффити любым растворителем (не растворяющим ПВХ). Если в Вашей композиции есть отдельные элементы из плёнки (буквы например) - ламинат предотвратит вандализм в виде их выдирания.
2.3. Просто цветная плёнка. Без комментариев, она для того и придумана, для технологии виниловой аппликации.
2.4. Плёнки металлик. Золото, серебро. Очень тяжёлые плёнки. Специфика в том, что их основа не ПВХ, а лавсан, они гораздо тоньше и совершенно не тянутся. Так что напортачить - легче лёгкого. Усиленно не рекомендую связываться.
2.5. Если Ваша наклейка временная - существуют плёнки для печати с легкосъёмным клеевым слоем, т.н. "ремовбл". Очень удобная вещь, полимеризация клея там замедленная, и спустя 2-3 недели Вы сможете удалить рекламу, оставив стёкла без следов клея. Но не дольше, в конце концов полимеризуется и этот клей.
Готовим исходник. Достаточно подробно описал сей процесс в статье "Вывеска своими руками - 1". Единственный нюанс - если ширина Вашего изображения больше чем ширина плёнки (как правило 1.06, 1.26, 1.37), придётся собирать изображение из нескольких полос. Так вот нюансы накатки полосами:
3.1. Проще клеить вертикальными полосами.
3.2. Очень непросто накатать плёнку идеально, даже у профессионалов случаются косяки, а уж у Вас они будут обязательно. Самый распространённый - изображение "уйдёт". Чтобы минимизировать этот дефект, желательно сделать дизайн так, чтоб стыки полос не приходились на важные места, буквы, лица и т.п.
3.3. Сделайте макет больше, чем рекламная плоскость на 15-20 мм со всех сторон. Опять-таки страховка на случай "ухода" изображения.
Печатаем. Где и как, опять-таки в предыдущей статье. Небольшая тонкость - если изображение будет клеиться полосами, надо сделать нахлест, миллиметров в 10-15. Не обязательно делать его самостоятельно, как и резать на полосы, просто скажите об этом печатнику, он в риповщике сделает это в два клика.
Готовим печать к поклейке. Громко звучит, а на деле - просто отрезаем белые поля. Важно - слово "ножницы" - не из Вашего лексикона. Махровые, прожжённые оформители пользуются только резаком и металлической линейкой. Естественно, потребуется большая, удобная рабочая поверхность, которую не страшно попортить резаком.
Готовим поверхность. Т.е. стандартная процедура при работе с клеевыми составами - очистка от грязи и обезжиривание. Любой бытовой химией, средство для мытья окон подойдёт вполне.
Клеим. Вот он, момент истины. Главное не волноваться и не торопиться. Не боги горшки обжигают, со временем наблотыкаетесь. Заблаговременно обзаводимся ракелем. Строительный не подойдёт, придётся прокатиться в специализированную фирму, торгующую материалами для наружной рекламы. Рекомендую купить двухсторонний, с одной стороны войлочный, с другой пластиковый.
7.1. Отклеиваем и загибаем подложку с верхнего края сантиметров на 3-5. Аккуратно прицеливаемся, и приклеиваем, пока ещё не сильно, к верхнему краю (допустим витрины). Не забываем про припуск, данный в п. 3.3. Убеждаемся что всё чётко, если нет - отдираем и ещё попытка. От идеальности выполнения этой операции во многом зависит всё остальное. Постарайтесь сделать поменьше попыток - при отдирании плёнка тянется, и с каждым следующим разом сделать аккуратно всё сложнее.
7.2. Ракелем сильно с нажимом прикатываем верхний край намертво. И начинаем потихоньку вынимать подложку вниз, одновременно проглаживая освободившиеся места ракелем широкими лёгкими горизонтальными движениями. Торопиться не надо, 5-10 мм за проход - вполне нормально. Потом, когда почувствуете себя уверенней, можно работать и побыстрее, клея за проход несколько сантиметров. Сильно нажимать при этом не надо - в любой момент Вы можете накосячить, пустить пузырь, морщину - аккуратно отдираем проблемный участок, и всё по новой.
7.3. Когда закатка первой полосы закончена - также прицеливаемся, и максимально точно и аккуратно намечаем вторую. При этом следим не только за верхом, но и за тем, чтобы внизу фрагменты совпали. И - погнали наши городских.
7.4. Ок, всё прикатали, и результат нас вполне устраивает. Ещё раз проходимся ракелем по всей поверхности, теперь уже с нажимом, прикатывая намертво. Припуски по периметру отрезаем резаком по линейке.
7.5. Небольшая индейская хитрость. Чтобы уменьшить прилипание плёнки к материалу (особенно актуально для стекла), имеет смысл катать "на воду". Т.е. набрызгать на витрину немного воды из пульверизатора (жидкость для мытья стёкол тоже подойдёт). Усердствовать не надо, буквально чуть-чуть с максимальной дистанции. Это даст свободу манёвра, плёнка пристанет не так сильно, будет легче выгонять пузыри или отодрать и переклеить в случае брака. Со временем эта вода диффундирует (о, какое слово я знаю) сквозь плёнку, и клей нормально встанет (т.е., пардон, полимеризуется).
Виниловая аппликация. Суть технологии - поклейка элементов изображения, вырезанных из плёнки специальным прибором, плоттером. Например надпись "SALE 90%" :-). Тоже всё предельно просто:
8.1. Дизайн. Плоттер - аппарат, переносящий ВЕКТОРНОЕ изображение на носитель (в нашем случае плёнка режется ножом плоттера). Т.о. Ваш дизайн должен быть векторным, т.е. состоящим из линий. Наиболее распространённая программа для работы с векторной графикой Corel Draw. Если нет желания её осваивать, там, где будете резать, можно и заказать несложный дизайн, прямо в Вашем присутствии, для профессионала это 5 минут работы.
Важно: Если дизайн делаете на одной машине, а резать будете на другой - шрифты должны быть "в кривых" (на жаргоне дизайнеров - обкурвлены). Т.е. кликаете на текст правой кнопкой, и выбираете "преобразовать в кривую" (конверт ту курв). Иначе, если у плоттерного компа нет подходящих шрифтов, он заменит их на другие, и весь Ваш дизайн "слетит". Но есть и оборотная сторона - текст "в кривых" для компьютера перестаёт быть текстом, а становится набором векторов. И редактировать его будет невозможно. Рекомендую иметь оба варианта.
Тоже важно: Готовый к резке файл переведите в версию корела помладше. Например в 13-ю. Многие её предпочитают, одни из-за стабильности в работе, другие из-за того, что лицензионная версия распространяется за копейки.
8.2. Ок, погнали дальше, режем. Резать можно в любой рекламной фирме неподалёку от Вас, плоттеры есть практически у всех. Но, как мне кажется, удобнее порезать там же, где и плёнку купили, т.е. в ЦРТ (Гельветика). В Зеноне тоже можно купить плёнку, но у них нет услуг плоттерной резки.
8.3. Вынимаем лишнее. Т.е. те фрагменты, что надо, оставляем на подложке, остальное - в корзину.
8.4. Накатываем на почти готовую аппликацию монтажку. Это такая специальная плёнка, у неё слабый клеевой слой, и она толстая, благодаря чему не тянется.
8.5. Прикатываем. Т.е. снимаем монтажку с аппликацией с подложки, и потихонечку-полегонечку прикатываем куда следует.
8.6. Сейчас рекламщики, да и заказчики, избаловались дешевизной широкоформатной печати, аппликацией делают буквы типа РАСПРОДАЖА, да и то не всегда. Между тем в контурности виниловой графики есть своя изюминка, свой стиль, если угодно. Надо только грамотно всё придумать.
Оклейка автотранспорта. Настоятельно не рекомендую связываться. Максимум - надпись на заднем стекле или дверях, т.е. относительно плоских поверхностях. А полосы, значительные фрагменты, с переходами между деталями кузова и т.п. Вы прямо не приклеите нипочём. Скажу больше, и профессиональный оформитель не приклеит. Он просто наклеит деталь бОльшего размера, потом лишнее отрежет по линейке. Но у Вас так не получится - прорезать плёнку, не повредив краску.
Вроде всё... Будут вопросы - пишите-звоните.
НАВИГАЦИЯ ДЛЯ НИЖЕГОРОДСКОГО АРСЕНАЛА
Несколько слов о том, что это вообще такое – Нижегородский Арсенал. С 2011 года это один из самых посещаемых городских культурных центров. Находится в Нижегородском Кремле, в здании (ну разумеется) бывшего арсенала. Там проводятся выставки, концерты, театральные фестивали, кинопросмотры и прочие такие мероприятия. И разумеется, без навигации им нельзя никак.
В мире существуют десятки, если не сотни готовых навигационных систем на всякий вкус и кошелёк. Начиная от простеньких пластиковых профилей и заканчивая такими изысками, что хоть Мону Лизу в них экспонируй. Но ребятам и девчатам из Нижегородского Арсенала всего этого показалось мало. И был заказан в московском дизайн-бюро (как говорится и старом анекдоте про эстонцев «Меньше не имелло смысслаа») дизайн – проект. Который москвичи с успехом и выполнили.
Небольшое отступление о дизайнерах вообще, и дизайнерах наружной рекламы в частности. По моему скромному мнению, человек, рисующий красивые картинки – это художник. А дизайнер это тот, кто делает не только красиво, но и технологично. И это был явно не тот случай.
Согласно проекту, нам надлежало изготовить таблички и стенды из профильной стальной трубы и фанеры. Содержимое табличек наносилось на фанеру лазерной полноцветной печатью. Не знаю, чем был продиктован этот выбор. Надеюсь не желанием Арсенала «сэкономить». Скажу мягко, это немного не те материалы, из которых возможно чисто и аккуратно сделать какие-то интерьерные вещи. Ну то есть как невозможно… Всё возможно, можно и танк в сарае построить, вопрос в количестве труда.
Для обеспечения единообразности изделий пришлось делать кондукторы для всех составных частей (как железных, так и фанерных). Плюс заморачиваться с позиционированием фанерных заготовок при печати, ибо целиком фанерный лист в принтер не лезет. И ещё множество мелочей. Это был жёсткий, классический hard made.
Но мы постарались. И, как мне думается, в целом получилось вполне симпатично. Даже стильно.
P.S. Если эта статья попадётся на глаза ребятам из Арсенала, или их московским дизайнерам, наверняка они скажут, что я – недалёкий и чуждый прекрасному технарь. У которого одна забота – минимизировать заморочки. И, наверное, будут правы.